СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ВИТЕБСКА
В ПРОТОВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ
Город Витебск считается «культурной столицей» Беларуси. Отчасти это наименование он получил из-за развития музыкальной культуры, в том числе ряда известных далеко за пределами Беларуси музыкальных фестивалей: Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» (проводится с 1992 года, а с 1995 имеет статус международного), Международного музыкального фестиваля имени И.И.Соллертинского (проводится с 1989 года). Данные проекты удовлетворяют вкусы ценителей популярной и классической музыки. При этом новые условия социальной жизни расширяют возможности для самореализации личности, что отражается в развитии альтернативной музыкальной культуры, в частности становлении клубного движения.
С середины 1990-х годов Витебск становится одним из центров развития альтернативных музыкальных направлений в Беларуси. Вместе с тем сегодня альтернативные направления не получают в городе широкого распространения, что приводит к оттоку части творческой молодежи из Витебска в Минск и крупные города ближнего и дальнего зарубежья.
Предметом исследования является процесс и специфика развития музыкального альтернативного движения в городе Витебске в 1990-х — начале 2000-х годов (определён нами как протовиртуальная эпоха по причине следующего за ним этапа, в котором музыкальное производство основано на использовании в музыкальной сфере сети интернет и информационных технологий).
Цель нашей работы – охарактеризовать компоненты социокультурной среды, которая способствовала развитию музыкального альтернативного движения в городе Витебске.
Среди задач, принятых для рассмотрения в рамках данной темы, необходимо выделить следующие:
- Определить и описать необходимые для развития альтернативного движения компоненты социокультурной среды;
- Обозначить и дать характеристику объектам социокультурной среды, способствующим развитию альтернативного движения в протовиртуальный период;
- Выявить участников музыкального движения и описать их деятельность по формированию альтернативной среды;
Основными источниками информации о деятельности музыкального альтернативного движения стали газетные и журнальные статьи, а также интервью с музыкантами: М. Рубиным, М. Жуковым, Э. Юдовиным, Д. Марковым, В. Зайцевым. Также использованы материалы из личного архива одного из лидеров альтернативного движения города Витебска, Максима Жукова.
Для достижения поставленных целей в этой работе будут применяться общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
В ходе проведенного исследования удалось установить, что витебская музыкальная альтернатива (периода формирования новых социальных условий) начала развиваться из небольшого кластера под названием «Рок лаборатория» (или «Ракушка»), который находился в областном Дворце пионеров и школьников. Руководил им участник одной из старейших витебских рок-групп «Алмазный фронт» Эдуард Юдовин. На базе Дворца проходил ежегодный фестиваль «Стракаты сусвет», ставший прообразом клубных фестивалей и концертов.
Вторая половина 1990-х — начало 2000-х определили всплеск в развитии альтернативной музыкальной среды города. Данная среда формируется вокруг «коммуникационных узлов» – центров неформального общения молодёжи в городе, которые имели свою специфику развития, условные названия, и оказали влияние на музыкальную жизнь города Витебска. Первый альтернативный клуб «Сова» (открыт в 1998 г.), располагался в малом зале кинотеатра «Беларусь». Одним из основателей, идеологом и арт-менеджером первого витебского рок-клуба являлся Максим Жуков – участник и промоутер первой белорусской сайкобилли команды Nitkie, первых белорусских грайндкор, индустриальных и power rhythmic noise коллективов, создатель первого витебского рекорд-лейбла альтернативной музыки BUTT (Blow Up This Town) records. Независимое объединение формировало альтернативную среду посредством проведения концертов и фестивалей.
Одним из основообразующих элементов альтернативной среды являлся торговый объект под условным названием «Железка», где реализовывались издания витебских, белорусских и зарубежных альтернативных команд, различные журналы и фэнзины. Осуществлялось общение поклонников альтернативной музыки с музыкантами.
Детерминантом одного из коммуникационных узлов являлся литературно-публицистический журнал «Идиот», издававшийся с 1986 года в Витебске в формате самиздата (главный редактор – поэт и музыкант Вячеслав Новиков). В 1995 г. журнал был удостоен малой Букеровской премии. Среди авторов журнала музыканты альтернативной сцены: А. Антипенко, Джим, Э.Юдовин, С. Бень.
Среди неформальных молодёжных сообществ можно выделить места (в историческом центре города) досуга и рефлексии на проведенные мероприятия и новые релизы музыкальной индустрии. К ним относятся: «Стена» – место у подножия Успенской горки, «Яма» – понижение рельефа в районе площади Свободы и летнего амфитеатра.
Произошедший в конце XX века переход от моностилистической культуры к полистилистической вызвал трудности идентификации личности. Взаимодействие перечисленных нами социокультурных компонентов не только формировало уникальную для областного города альтернативную музыкальную среду, позволило молодым музыкантам реализовать себя в новых реалиях последующей информационной эпохи, но и способствовало созданию нового культурного продукта на базе достижений в описанный нами период. Некотрые элементы социокультурной среды протовиртуальной эпохи трансформировались в новые объекты и продолжают развитие в современной альтернативной музыкальной культуре города Витебска .
Корреспондент газеты «Праменьчык» Чепелова К.