Blog page

СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ВИТЕБСКА

В ПРОТОВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО АЛЬТЕРНАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

      Город Витебск считается «культурной столицей» Беларуси. Отчасти это наименование он получил из-за развития музыкальной культуры, в том числе ряда известных далеко за пределами Беларуси музыкальных фестивалей: Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» (проводится с 1992 года, а с 1995 имеет статус международного), Международного музыкального фестиваля имени И.И.Соллертинского (проводится с 1989 года). Данные проекты удовлетворяют вкусы ценителей популярной и классической музыки. При этом новые условия социальной жизни расширяют возможности для самореализации личности, что отражается в развитии альтернативной музыкальной культуры, в частности становлении клубного движения.

      С середины 1990-х годов Витебск становится одним из центров развития альтернативных музыкальных направлений в Беларуси. Вместе с тем сегодня альтернативные направления не получают в городе широкого распространения, что приводит к оттоку части творческой молодежи из Витебска в Минск  и  крупные города ближнего и дальнего зарубежья.

    Предметом исследования является процесс и специфика развития  музыкального альтернативного движения в городе Витебске в 1990-х — начале 2000-х годов (определён нами как протовиртуальная эпоха по причине следующего за ним этапа, в котором музыкальное производство основано на использовании в музыкальной  сфере сети интернет и информационных технологий).

     Цель нашей работы – охарактеризовать  компоненты социокультурной среды, которая способствовала развитию музыкального альтернативного движения в городе Витебске.

     Среди задач, принятых для рассмотрения в рамках данной темы, необходимо выделить следующие:

  1. Определить и описать необходимые для развития альтернативного движения компоненты социокультурной среды;
  2. Обозначить и дать характеристику объектам социокультурной среды, способствующим развитию альтернативного движения в протовиртуальный период;
  3. Выявить участников музыкального движения и описать их деятельность по формированию альтернативной среды;

     Основными источниками информации о деятельности музыкального альтернативного движения  стали газетные и журнальные статьи, а также интервью с музыкантами: М. Рубиным, М. Жуковым, Э. Юдовиным, Д. Марковым,     В. Зайцевым. Также использованы материалы из личного архива одного из лидеров альтернативного движения города Витебска, Максима Жукова.

      Для достижения поставленных целей в этой работе будут применяться общенаучные методы, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

    В ходе проведенного исследования удалось установить, что витебская музыкальная альтернатива (периода формирования новых социальных условий) начала развиваться из небольшого кластера под названием «Рок лаборатория» (или «Ракушка»), который находился в областном Дворце пионеров и школьников. Руководил им участник одной из старейших витебских рок-групп «Алмазный фронт» Эдуард Юдовин. На базе Дворца проходил ежегодный фестиваль «Стракаты сусвет», ставший   прообразом клубных фестивалей и концертов.

     Вторая половина 1990-х — начало 2000-х определили всплеск в развитии альтернативной музыкальной среды города. Данная среда формируется вокруг «коммуникационных узлов» –  центров неформального общения молодёжи в городе,  которые имели свою специфику развития, условные названия, и оказали влияние на музыкальную жизнь города Витебска. Первый альтернативный клуб «Сова» (открыт в 1998 г.), располагался в малом зале кинотеатра «Беларусь». Одним из основателей, идеологом и арт-менеджером первого витебского рок-клуба являлся Максим Жуков – участник и промоутер первой белорусской сайкобилли команды Nitkie, первых белорусских грайндкор, индустриальных и power rhythmic noise коллективов, создатель первого витебского рекорд-лейбла альтернативной музыки BUTT (Blow Up This Town) records. Независимое объединение формировало альтернативную среду посредством проведения концертов и фестивалей.

     Одним из основообразующих элементов альтернативной среды являлся торговый объект под условным названием «Железка», где реализовывались издания витебских, белорусских и зарубежных альтернативных команд, различные журналы и фэнзины. Осуществлялось общение поклонников альтернативной музыки с музыкантами.

       Детерминантом одного из коммуникационных узлов являлся литературно-публицистический журнал «Идиот», издававшийся с 1986 года в Витебске в формате самиздата (главный редактор – поэт и музыкант Вячеслав Новиков). В 1995 г. журнал был удостоен малой Букеровской премии. Среди авторов журнала музыканты альтернативной сцены: А. Антипенко, Джим, Э.Юдовин, С. Бень.

       Среди неформальных молодёжных сообществ можно выделить  места (в историческом центре города) досуга и рефлексии на проведенные мероприятия и новые релизы музыкальной индустрии. К ним относятся: «Стена» – место у подножия Успенской горки,  «Яма» – понижение рельефа в районе площади Свободы и летнего амфитеатра.

          Произошедший в конце XX века переход от моностилистической культуры к полистилистической вызвал трудности идентификации личности. Взаимодействие перечисленных нами социокультурных компонентов не только формировало уникальную для областного города альтернативную музыкальную среду, позволило молодым музыкантам реализовать себя в новых реалиях последующей  информационной эпохи, но и способствовало созданию нового культурного продукта на базе достижений в описанный нами период. Некотрые элементы социокультурной среды протовиртуальной эпохи трансформировались в новые объекты и продолжают развитие в современной альтернативной музыкальной культуре города Витебска .

в 1998 году в малом зале кинотеатра «Беларусь» открылся первые в Витебске рок- клуб «Сова»

 

Афиша первого концерта в клубе «Сова»

 

Лидер альтернативного движения протовиртуальной эпохи М.Жуков

 

Обложка сборника витебских альтернативных групп

 

Выступление группы «Фу» в клубе «Сова»

 

Рок- лаборатория, на фото слева — руководитель рок -лаборатории, создатель группы «Алмазный фронт», Эдуард Юдовин

 

Вячеслав Новиков, главный редактор журнала «Идиот», удостоенный в 1995 году Малой Букеровской премии

Корреспондент газеты «Праменьчык» Чепелова К.