«Бороться и искать, найти и не сдаваться», — такому принципу следовал Жорес Иванович Алфёров всю свою жизнь, как его любимый герой Санька Григорьев из книги В. Каверина «Два капитана».
Жорес Иванович, великий учёный, всегда ратовал за повышение престижа науки, всегда поддерживал стремления молодых людей заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он понимал, что только в тандеме талантливого учителя и трудолюбивого ученика рождается дух исследователя, который приводит к успеху. По инициативе Жореса Алфёрова с 1990 года в городе Санкт-Петербурге ежегодно проводится Международная научная конференции «Сахаровские чтения». В ней участвуют школьники, представляющие свои научные работы по физике, математике, информатике, биологии. Учащиеся нашей гимназии не раз принимали участие в «Сахаровских чтениях» и даже встречались с Жоресом Ивановичем, о чём говорят фотографии с выставки, посвящённой учёному.
Несмотря на то, что Жорес Алфёров был человеком науки, в его жизни было много поэзии. «Поэзия – одно из самых высших состояний человека», – говорил учёный, и я не могу с ним не согласиться. Любимым поэтом Алфёрова был Владимир Владимирович Маяковский, чьи масштабы поэтического эксперимента были схожи с его последователем – Андреем Андреевичем Вознесенским. В 2002 году на загородной вилле Санкт-Петербургского Гуманитарного университета прошёл необычный поэтический вечер. Любимые стихи читали поэт Андрей Вознесенский, композитор Андрей Петров, кинорежиссёр Эльдар Рязанов и легендарный физик Жорес Алфёров. Физик оказался проникновенным лириком. Услышать стихи из уст нобелевского лауреата было безумно интересно.
В этом году я познакомилась с творчеством Андрея Вознесенского, участвовала в республиканском конкурсе работ исследовательского характера. Моя работа «Аллюзия как языковой феномен интертекстуальности в поэтике Андрея Вознесенского» была удостоена Диплома II степени. Если бы это было возможно, я с удовольствием приняла бы участие в 24 Международной научной конференции школьников «Сахаровские чтения». В языке поэзии много интересного. У Алфёрова гетерогенные структуры, оптокомпоненты, светоизлучающие диоды, германиевые приборы, а в моей работе интертекстуальные связи, эксплицитные и имплицитные аллюзии, претексты и тексты-реципиенты, культурный код поэта. Мне интересны как научные достижения учёного Ж. Алфёрова (я ведь учусь в физико-математическом классе), так и поэтические эксперименты А. Вознесенского.
Для меня Жорес Алфёров не только учёный, физик, политический деятель, мыслитель и новатор, чьё имя носит наша гимназия, но и прекрасный человек, который умел дружить, выбирать и направлять людей.
Маргарита Казакова, учащаяся 9 «В» класса