За окном бушевал экваториальный шторм, подсвечник на каминной полке отбрасывал мрачную тень, нераскрытые письма предвещали скучное чтение… Примерно таким вечером мне пришло сообщение с предложением ехать ритором на «Скориновские дни в Полоцке». Ехать ритором? Ладно, почему нет? А что вообще делают риторы? Задаваясь этими вопросами, я позвонил, чтобы мне принесли кофе для прояснения сознания. Когда же я вспомнил, что у меня вообще-то нет прислуги, я заварил себе кофе и подумал, что разберусь с конкурсом уже по ходу дела.
Наступил назначенный день, мы двинулись в путь. Вокзал. Станция. Бодрящий чай. Автобус с глубокомысленной надписью «Осторожно. ДЕТИ». Коридоры. Актовый зал. Большой такой актовый зал. Оставалось еще время до торжественного открытия, поэтому мы решили взглянуть на содержимое пакетов, которые нам вручили по приезде. На удивление, там не было апельсиновых зернышек, зато была отдельная папка для дипломов. Любопытно, что ни один диплом с олимпиады в эту папку поместиться не может из-за своей рамочки. Наконец прозвучала музыка, ведущие сказали приветственное слово, танцоры изумили публику своими па, а певицы изумили и без того изумившуюся публику своим контральто. Затем ничего не происходило. Через минуту-две ничего продолжило не происходить. И вот мы догадались, что пора разойтись по аудиториям и приготовиться к самой олимпиаде. Как выяснилось, конкурс риторов имеет меньшее отношение к жизни Скорины, чем конкурс историков или исполнителей художественного произведения, хотя бы потому, что проходит он не на белорусском языке. Участникам предлагаются вопросы социально-философского характера, наподобие «Зачем человек рождается?», «Зачем умирает?» и «Почему в этом промежутке он любит заваривать себе кофе?». В каждом конкурсе, будь то состязание риторов, историков или чтецов, участвовало порядка 35 человек. Одни своим ораторским мастерством старались убедить остальных в том, что черное – это белое и наоборот, другие измеряли свою крутость энциклопедическими знаниями биографии Скорины, третьи же вдохновенно читали поэтические строки.
Время – это, так сказать, худшее место из тех, где можно заблудиться. Не заблудиться в эпохе Возрождения, скориновского книгопечатания, которыми пропитана атмосфера той поездки, было крайне непросто. Сама же мысль о том, что каждый из нас уедет с дипломом, даже и не думала появляться у кого-либо из нас в голове. А когда она всё-таки появилась, мы должны были возвращаться. Вокзал. Станция. Бодрящий чай. Но где автобус?
Илья Нефёдов, учащийся 11 «В» класса