Blog page

Летом мы наводили порядок на чердаке в доме моего дедушки. Этот дом остался ему от его родителей. Там много было очень интересных вещиц: котелки всяких размеров, корыто, деревянная маслобойка и много красивых маленьких ковриков, которые, к сожалению, очень плохо сохранились. Бабушка мне рассказала назначения всех этих вещей. Но особенно мне понравилась история про разноцветные половики и рушники – это такие красивые белые полотенца с узором. Оказывается, их не покупали в магазине, а изготавливали дома из пряжи, которую тоже делали сами женщины. Постепенно у меня появилось много вопросов: как делали эти ткани, из чего, что означают узоры на них? На некоторые вопросы мне ответила мой педагог  Марчукевич Елена Станиславовна, на некоторые – мои родители.

Я решила узнать ответы у своих одноклассников и провела анкетирование-кроссворд на тему «Ткачество». В результате на все вопросы не ответил никто. И я решила более подробно изучить эту тему.

Гипотеза. Я думаю, что ткацкое ремесло актуально в современном мире. Я думаю, что смогу сделать сама простой коврик на ручном станке, который тоже сделаю сама.

Цель. Изучить технику и виды ткачества. Сделать примитивный ткацкий станок и создать подобие тканого ковра наших предков.

Ткачество – одно из самых древних ремёсел на земле. Это, пожалуй, самый распространенный вид белорусского народного искусства. Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки, и не зря основную часть приданого девушки, выходившей замуж, должны были составлять тканые изделия: одежда, постель, рушники, скатерти. С ткачеством связано много старинных народных обрядов и обычаев, очень часто оно упоминается в белорусских народных песнях.

Основными материалами для ткачества служили лен, овечья шерсть, пенька (конопля). Для окрашивания нитей использовались естественные красители из цветов, трав, коры деревьев, поэтому традиционная гамма белорусских тканых изделий сдержанная и неяркая. Лишь в XX в. благодаря применению фабричных ниток и химических красителей она становится более яркой и насыщенной. Однако наиболее характерны для Белоруссии белые ткани изо льна с нежным рисунком, образованным своеобразием технологии ткачества или чередованием отбеленных и неотбеленных нитей льна.

Ткацкий станок — одна из первых более или менее сложных конструкций, созданных древним человеком.

В дальнейшем станки для ручного ткачества стали представлять собой вертикальные или горизонтальные рамки, на которые натягивались нити основы. Уток (это рабочая нить) наматывался на палочку и пропускался между нитями основы, которые перебирались пальцами. Такая работа по перебору нитей основы вручную была очень утомительна и малопроизводительна.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который дошёл до наших дней и сохранился ещё в некоторых домах или музеях. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка). Его основная часть — большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки «гребёнки» бердо, челнок с рабочей нитью.

Я посетила мастерскую филиала БГТУ «Витебский государственный технологический колледж». Посмотрела, как работают девушки, изучающие ткачество. Я попробовала себя в роли ткачихи – это очень интересно, но и очень сложно.

На областном конкурсе исследовательских работ «Вернисаж» Полина была награждена дипломом 1 степени.

 

Автор исследовательской работы Головнёва Плина, учащаяся 5 «Б» класса